В программе открывшегося 16 мая 76-го Каннского кинофестиваля — лучшие новые авторские фильмы. Председатель жюри — Рубен Эстлунд. И всё будет хорошо, если в рамках забастовки энергетиков Канны не оставят в эти дни без электричества. В конкурсе фестиваля нет фильмов из России и Украины, зато вне конкурса покажут советскую классику, которую подписали Арменией, а не СССР. Чем примечателен фестиваль этого года?
Предисловие как промокампанияЕще до начала фестиваль успел обрасти скандалами, которые создают лучшую рекламу из возможных. Так, в начале апреля была объявлена конкурсная программа, и в ней был фильм Катрин Корсини «Возвращение». А на следующий день он с сайта фестиваля исчез, потому что прессе были разосланы некие письма с обвинениями режиссера в эксплуатации детей-артистов во время съемок.
Казалось, и фильм, и режиссера сейчас спокойно «отменят», потому что дело деликатное, но Канны поступили настолько благородно, что (как и всегда) подали всему культурному миру пример. Фестиваль провел собственное расследование, изучил обвинения и все имеющиеся факты — и вернул фильм в конкурс. Теперь фамилия Корсини станет символом борьбы против клеветы и доносов, а название «Возвращение» оказалось попросту пророческим.
Еще один скандал — незадолго до фестиваля в аэропорту Тегерана сфотографировали Джафара Панахи с женой и чемоданами. Самый известный иранский диссидент последних лет уже очень давно не мог покинуть родину, его сажали то под домашний арест, то вовсе за решетку, но теперь всё же выпустили. Не было сомнений, что первой остановкой Панахи после 14 лет невыездного режима будет именно Каннский кинофестиваль. И что он останется в Европе, чтобы свободно снимать кино. Но Панахи через несколько дней вернулся в Иран, а вот Мохаммада Расулофа, другого иранского режиссера, в Канны просто не отпустили, хотя он член жюри конкурса «Особый взгляд». В таких случаях на больших фестивалях вместо отсутствующего члена жюри ставят пустой стул.
Наконец, всех занимает забастовка французских энергетиков. Как уже сообщали, профсоюз «Национальная федерация горнодобывающей промышленности и энергетики» пригрозил отключить электричество «Формуле-1» и Каннскому кинофестивалю, и если это действительно произойдет, то фестиваль, вероятно, будет просто сорван. А вместе с ним и Кинорынок, самый крупный в мире.
Что дают?Дают — всё сразу. Каннский кинофестиваль устроен таким образом, что он интересен и маргиналам, и синефилам, и широкой публике. Последней — за счет нереального количества звезд кино и громких премьер коммерческого кино. Так, в этот раз тут покажут свежего «Индиану Джонса» и долгожданных «Убийц цветочной луны» (продолжительностью три с половиной часа!) Мартина Скорсезе с Леонардо ДиКаприо и Робертом Де Ниро в главных ролях. А еще Педро Альмодовар представит здесь короткометражку «Странный образ жизни» — вестерн с Итаном Хоуком и Педро Паскалем, возможно, главной звездой сегодня. У него главные роли в «Мандалорце», «Одних из нас», а теперь он появится в «Гладиаторе 2», и кажется, что его хотят во все суперпроекты, которые сейчас снимаются. Отдельная категория каннских зрителей — туристы и местные жители. Как известно, на этот фестиваль не продают билеты, с улицы туда никак не попасть. Но есть программа «Кино на пляже», где все желающие могут посмотреть фильмы на огромном экране прямо на берегу моря. Если, конечно, не побоятся майской ночной прохлады.
Обычно тут крутят классику, и этот раз не исключение. Для нас эта программа важна тем, что в этом году покажут «Здравствуй, это я!» Фрунзе Довлатяна. Этот фильм 1965 года — суперхит советского кино. В главных ролях Армен Джигарханян, Ролан Быков, Наталья Фатеева, Маргарита Терехова. Реставрацией занимался в том числе «Госфильмофонд». Но на сайте фестиваля страной производства числится Армения, и в этом есть то ли лукавство, то ли что-то еще, хотя и доля правды тоже имеется.
Бессмысленно говорить об авторских хитах от живых легенд, потому что их пока никто не видел. Понятно, что одни только имена уже внушают священный трепет: Уэс Андерсон, Аки Каурисмяки, Хирокадзу Корээда, Тодд Хейнс, Кен Лоуч, Нанни Моретти, Марко Беллоккьо, Аличе Рорвахер, Ван Бин, Вим Вендерс. Фаворит фестиваля, пожалуй, гениальный турок Нури Бильге Джейлан, который ранее всегда оказывался в шаге от «Золотой пальмовой ветви» — и опять ему ее, скорее всего, будут негласно присуждать все зрители. А вот жюри под руководством Рубена Эстлунда может выкинуть что-нибудь эдакое, провокацию в духе эстлундовских сатир — и наградить что-то совсем странное, чтобы позлить респектабельную публику.
В Каннах дух свободы и хулиганства всегда сочетался с гламуром и аристократизмом, это такой кинематографический Версаль, и Эстлунд всерьез намерен дать этому бой. По крайней мере, так он заявил в интервью Variety. Остается узнать, насколько он серьезен. Другое дело, что в случае с Каннами приз жюри не так значим, как факт отбора в официальную программу. Потому что моду на год вперед диктует не жюри, а именно фестиваль. Эти фильмы потом будут смотреть до следующего мая, именно так будут заявлены все главные (или модные) тренды современности. Мало званых, много избранных В прошлом году позиция Канн была жесткой: российские СМИ они не аккредитовывали, и редчайшие исключения только подтверждали правило. Даже российские старожилы Канн остались без бэйджей — при этом фильмы российских авторов Канны показывали. В этом году Канны по-прежнему отказывали в аккредитации СМИ, которые фестиваль считает связанными с российским правительством, но стоит отметить, что российской кинопрессы на фестивале в этот раз куда больше. Хочется назвать этот процесс, в пандан «параллельному импорту», «параллельной аккредитацией», потому что ходы использовались разные, но если бы Канны были настроены серьезно и «отменяли» Россию, то отследить российских критиков не составило бы труда. В этом году ничего подобного не произошло, а это значит, что отношение фестиваля к прессе стало более сложным. Что касается фильмов российских авторов, то их найти довольно сложно, они спрятались по параллельным секциям или рыночным презентациям. Но они есть. Среди них, прежде всего, «Блажь» Ильи Поволоцкого в «Двухнедельнике режиссеров».
Главные премьеры КаннВсе мировые знаменитости, синефилы и представители киноиндустрии сконцентрировались на французской Ривьере. Все потому, что стартовало одно из главных событий в мире кино — Каннский фестиваль 2023. На 76-м киносмотре покажут картины признанных режиссеров, от Мартина Скорсезе до Уэса Андерсона, а также студийные и инди-фильмы. Сразу 19 работ поборются за «Золотую пальмовую ветвь» и еще около 50 — за награды в других номинациях. Мы выбрали самые интересные из них, которые вы не захотите пропустить.
«Убийцы цветочной луны» Один из самых ожидаемых фильмов 2023 года, «Убийцы цветочной луны», станет первым появлением Мартина Скорсезе на набережной Круазетт после награды за фильм «После работы» в 1985 году. Амбициозная экранизация нехудожественной книги Дэвида Гранна — первая работа режиссера в жанре вестерна, в центре которой — систематические убийства индейцев племени Осейджи в Оклахоме 1920-х годов. Мы не могли не упомянуть о невероятном актерском составе, который включает Леонардо Ди Каприо, Джесси Племонса, Лили Глэдстоун и недавно получившего «Оскар» Брендана Фрейзера. Дата мировой премьеры «Убийц цветочной луны» — 6 октября.
«Город астероидов» «Город астероидов» с ослепительным трейлером и мировой премьерой уже 16 июня — это возвращение гениального Уэса Андерсона на Каннский кинофестиваль после успеха его прошлой картины «Французский вестник». Действие фильма разворачивается на съезде юных звездочетов в вымышленном пустынном городке Америки 1950-х. Будет романтично, забавно и пастельно в лучших традициях режиссера. В актерском составе — завсегдатае фильмов Андерсона Джейсон Шварцман, Эдриен Броуди, Тильда Суинтон и Скарлетт Йоханссон, а также несколько неожиданных кинозвезд, включая Марго Робби, Хонг Чау и Тома Хэнкса.
«Май, декабрь» После высокой оценки критиками фильмов «Бархатная золотая жила» (1998) и «Кэрол» (2014), Тодд Хейнс возвращается на набережную Круазетт, чтобы показать свою последнюю драму «Май, декабрь». В центре сюжета — актриса, которая пытается разобраться в скандальном романе между пожилой женщиной и ее молодым мужем, который получил широкую огласку за 20 лет до этого. Раскрасить эту историю помогут две величайшие актрисы современности — Натали Портман и Джулианна Мур, а также Чарльз Мелтон из «Ривердейла».
«Кумир» Хотя технически «Кумир» не должен был оказаться в этой подборке (ведь это сериал, а не фильм), мы не можем обойти шумную премьеру с Лили-Роуз Депп и The Weeknd в главных ролях. В центре сюжета — восходящая поп-звезда Джослин и гуру самосовершенствования и лидер современного культа Тедрос, между которыми завязываются сложные страстные отношения. Параллельно с этим сериал исследует жестокие реалии музыкального бизнеса. Режиссером «Кумира» выступил создатель «Эйфории» Сэм Левинсон. В актерском составе, кроме упомянутых звездной дочери Деппа и Паради и канадского поп-певца Абеля Тесфайе, Ким Дженни (участница Blackpink), Дэн Леви («Шиттс-Крик»), Сюзанна Сон («Красная ракета») и другие. Мировая премьера сериала HBO состоится 4 июня.
«Зона интересов» Один из самых интригующих анонсов Каннского кинофестиваля 2023 — «Зона интересов» Джонатана Глэйзера, который возвращается после 10-летнего перерыва в большом кино. Сюжет фильма основан на одноименном романе Мартина Эмиса и рассказывает историю нацистского офицера, который влюбляется в жену начальника концентрационного лагеря Освенцим (в исполнении Сандры Хюллер, которая также участвует в фестивале с фильмом «Анатомия падения» Жюстин Триет). «Зону интересов» также стоит посмотреть ради музыки, которую специально для фильма написала Мика Леви — композитор «Джеки», «Побудь в моей шкуре» и «Обезьяны».
«Подстрекательница» Любой неравнодушный к историческому кино будет очарован психологическим триллером «Подстрекательница» с Алисией Викандер и Джудом Лоу в главных ролях. Бразильский режиссер Карим Аинуз возвращается на фестиваль со своим первым англоязычным фильмом, в центре сюжета которого — обреченный на провал брак между королем Генрихом VIII (Лоу) и его шестой и последней женой Екатериной Парр (Викандер). Повествование о несчастных отношениях идет от лица Кэтрин и разворачивается на фоне кровавых и ужасающих порядков тюдоровского двора.
«Странный образ жизни» «Странный образ жизни» — это 30-минутная короткометражка Педро Альмодовара с Итаном Хоуком и главным сердцеедом актуального инфополя Педро Паскалем. В центре сюжета — новая глава в отношениях владельца ранчо и шерифа, чья история знакомства началась 25 лет назад, когда оба были охотниками за головами. Испанский режиссер назвал «Странный образ жизни» своим ответом на «Горбатую гору». Это вторая англоязычная работа Альмодовара после короткометражки «Человеческий голос» с Тильдой Суинтон.
«Химера» Итальянский режиссер Аличе Рорвахер, только что получившая номинацию на премию «Оскар» за короткометражку «Ученицы», возвращается на каннский конкурс со своим последним произведением «Химера». Действие фильма происходит в Италии 1980-х годов, где Джош О'Коннор в роли молодого британского архитектора оказывается втянут в мир расхитителей гробниц, известных как «томбароли». Мировая премьера «Химеры» назначена на 6 декабря.
|