Искусствоведы разглядели Рембрандта в "Голове бородатого мужчины"

Печать

О сенсационном открытии сегодня заявили британские искусствоведы. Спустя 40 лет они обнаружили картину, которая может быть оригиналом работы Рембрандта.  Где она хранилась все эти годы и каковы доказательства того, что это действительно оригинал, разбиралась корреспондент РЕН ТВ Кристина Федорова. Почти полвека это полотно считалось если не художественным хламом, то явно не достойным главной экспозиции музея. Еще в 80-х его убрали в самый дальний угол подвала, но недавно музей принял на работу нового дотошного куратора.

Она и предположила, что картина может быть подлинником великого голландца - Рембрандта."Это стиль Рембрандта. Он рисовал крошечные головы стариков с несчастным, меланхоличным, задумчивым взглядом. Это очень типично для его творческого периода в Лейдене, который пришелся на 1630 год", - рассказала куратор музея Эмшола Ван Кэмп.Но коллеги Эн Ван Кэмп даже слушать отказались, картину размером с открытку там воспринимали как фальшивку. Но после долгих споров все-таки решили отдать на экспертизу. И таких случаев, когда шедевры мирового искусства теряются в архивах галерей, десятки, причем чаще всего - по вине самих сотрудников. Так, в Амстердаме сюрпризом стало наличие оригинала "Человека в красном берете" кисти Ван Гога. О нем вспомнили лишь 50 лет спустя, во время очередной ревизии запасников. Другую его работу вообще случайно нашли на чердаке.

"Мы очень рады представить вам новую картину Ван Гога! Мы совсем недавно ее обнаружили. Тогда он писал в Провансе, во Франции, как раз в это время были созданы его знаменитые подсолнухи", - рассказал директор музея Ван Гога Алекс Ружер.Чуть не потеряли навсегда и "Портрет дамы" Климта. Больше 20 лет назад его украли, и невероятным образом нашли при ремонте в родных стенах галереи, куда, по одной из версий, его спрятал сам же похититель. 

"Меня переполняют эмоции, но я хочу сказать, что эта картина снова с нами, и она - подлинная", - говорит прокурор Пьяченцы Орнелла Чикка.Иногда виной всему банальная некомпетентность. Работу Пикассо в музее штата Индиана на годы забросили в архив из-за сотрудника, который был не знаком с термином "жеммо" и принял его за французскую фамилию."В каталоге так и значилось: автор - "Жеммо". А на самом деле это витражная техника, несвойственная Пикассо, которую он использовал при создании этого шедевра", - объясняет куратор музея Мэри Боуэр.А ведь еще есть частные коллекции, где, как в зыбучих песках, растворился не один десяток картин. Та же участь могла постичь "Портрет Леди" Рубенса. Купивший ее британец не нашел полотну места в гостиной и отправил храниться на чердак, а потом просто забыл о нем. Наследники, спустя почти полтора века, решили, что это копия, и продали за сущие гроши. Истинную стоимость поняли лишь на предаукционной реставрации. Действительно ли полотно в музее Эшмола принадлежит кисти Рембрандта, пока вопрос открытый. Но первая проверка уже показала - картина действительно написана в голландской мастерской на доске из дуба - того самого, на котором мастер создал свою легендарную "Андромеду".